Что могут территориальные налоговые органы при контроле цен
В январе ФНС России выпустила письмо (№ ШЮ-4-13/796@ от 29 января 2024 г.) с разъяснениями относительно полномочий территориальных налоговых органов (ТНО) в рамках осуществления налогового контроля цен в контролируемых сделках.
Резюмируем.
Что вправе делать территориальные налоговые органы в рамках контроля цен:
- Контролировать корректность и полноту заполнения налогоплательщиками уведомлений о контролируемых сделках;
- Привлекать налогоплательщиков к ответственности при выявлении нарушений в порядке заполнения уведомления;
- Формировать извещения при выявлении сделок, не отраженных в уведомлениях. На основании таких извещений ФНС может принять решение, в том числе, о начале ТЦО проверки;
- Уведомлять ФНС о своих предположениях, что цены в контролируемых сделках могут не соответствовать рыночному уровню (на основании информации, полученной в рамках иных мероприятий налогового контроля, прямо не связанных с контролируемыми сделками);
- Исполнять поручения ФНС по истребованию у налогоплательщиков документов (информации), в том числе отчетности по ТЦО, в рамках проводимых ФНС мероприятий по контролю цен.
В таком случае ТНО к своему запросу должен обязательно приложить копию поручения, подписанного заместителем руководителя ФНС.
ТНО не наделены полномочиями по определению рыночных цен в контролируемых сделках и не вправе самостоятельно (без поручения ФНС России) проводить контрольные мероприятия по проверке цен в контролируемых сделках и самостоятельно без поручения ФНС истребовать документацию по ТЦО.
В то же время ФНС упоминает, что невозможность проверки цен не ограничивает ТНО в исполнении других своих полномочий, а именно:
- Оценка расходов с точки зрения их экономической обоснованности;
- Пересмотр налоговых обязательств по сделке в случае выявления признаков получения необоснованной налоговой выгоды в соответствии со ст.54.1;
- При проверке ТНО внутригрупповых услуг налогоплательщик вправе предоставить документацию по ТЦО (или отдельные ее элементы) для пояснения методологии ценообразования в сделке, ТНО не вправе требовать такую информацию, но учитывает ее при оценке факта оказания услуг.
Самостоятельные корректировки
При проведении самостоятельных корректировок налоговых обязательств в контролируемых сделках (то есть, когда налогоплательщик сам признает занижение суммы налога в результате применения трансфертных цен и делает соответствующую доплату налога) налогоплательщик вместе с уточненной налоговой декларацией (Лист 08) должен предоставить пояснения, определяющие сделку, по которой проводится корректировка. Такой информацией может являться: реквизиты договора, предмет сделки и его стоимость по договору, метод ТЦО и иная значимая информация. При отсутствии такой информации в пояснениях ТНО вправе ее запросить.
При этом если корректировка является следствием проведения ФНС контрольно-аналитической работы, то ТНО не вправе запрашивать пояснения у налогоплательщика – он должен их получить от ФНС.
В целом, выпущенные разъяснения не содержат новых подходов и скорее резюмируют текущую практику проверки контролируемых сделок налоговыми органами. В то же время с учетом недавних масштабных поправок по ТЦО налогоплательщикам важно услышать такую позицию ФНС и обязательность ее применения для ТНО.