Инвестиционный потенциал ЕАЭС
Июнь 15, 2023
Просмотров: 1785
Стремление государств создать благоприятный инвестиционный климат обусловлен рядом преимуществ: создание новых рабочих мест; увеличение поступлений в государственный бюджет; трансфер инновационных технологий и методов управления и т.п. Факторами же, формирующими инвестиционную привлекательность, являются степень институциональной развитости, производственный и ресурсно-сырьевой потенциал, емкость рынка труда.
Рассматривая инвестиционный потенциал государств-членов ЕАЭС, следует отметить, что объёмы ПИИ значительно разнятся. До 2021 года включительно основная доля ПИИ приходилась на два государства – Россию (85,8%) и Казахстан (9,6%). Картина резко изменилась в 2022 году. Увеличение потоков ПИИ наблюдалось в двух экономиках ЕАЭС – Армении (36,7%), Белоруссии (23,7%) и Казахстане (7,9%). В Киргизии наблюдается сокращение притока инвестиций (51,7%), в то время как в России – массовый отток ПИИ, вызванный незаконными односторонними ограничительными мерами США и примкнувших к ним стран (так называемыми «санкциями») и, как следствие, беспокойством бизнеса относительно геополитической ситуации.
Основными факторами, оказывающими влияние на разнообразие инвестиционного потенциала стран-участниц ЕАЭС, являются особенности отраслевой и сырьевой структуры, уровень социально-экономического развития, а также нормативно-правовое регулирование.
Инвестиционный режим, предоставляемый Республикой Армения, является довольно открытым. Вопросы капиталовложений регулируются законом «Об иностранных инвестициях». Так, экспроприация имущества инвесторов может быть осуществлена исключительно по решению суда и с предоставлением полной компенсации. В случае же вынесения неверного вердикта государственными органами инвестор имеет право на возмещение понесённого ущерба.
Привлекательным рынком с точки зрения нормативного регулирования является также Республика Беларусь. Согласно законодательству страны, инвесторы освобождаются от определённых категорий сборов: земельный налог / арендная плата за земельные участки, на которых планируется строительство объектов по инвестиционному проекту; ввозные таможенные пошлины и НДС на высокотехнологичное оборудование и т.д.
Республика Казахстан использует механизм инвестиционных преференций. Инвестиционные проекты освобождаются от обложения таможенными пошлинами и НДС; государство предоставляет гранты и субсидии, налоговые преференции.
Что касается, Киргизии, то за последние годы предпринимались шаги по улучшению инвестиционного климата государства. Иностранным инвесторам гарантируется режим наибольшего благоприятствования, применение национального режима, защита и восстановление нарушенных прав, защита от экспроприации.
Российская Федерация также применяет целый спектр инструментов, поддерживающих иностранные капиталовложения: налоговые преференции, использование залогового фонда, льготные условия землепользования, субсидированные ставки по банковским кредитам и проектное финансирование, создание специальных режимов (технопарки, бизнес-инкубаторы и т.п.), реализация инвестиционных проектов в режиме единого окна и т.п.
Таким образом, несмотря на определённый спад в некоторых государствах-членах в целом ЕАЭС имеет довольно высокий инвестиционный потенциал. Либерализация инвестиционного регулирования, наличие широчайшей природно-ресурсной базы, высокий кадровый потенциал в совокупности составляют основу для развития инвестиционной деятельности в рамках ЕАЭС.
Рассматривая инвестиционный потенциал государств-членов ЕАЭС, следует отметить, что объёмы ПИИ значительно разнятся. До 2021 года включительно основная доля ПИИ приходилась на два государства – Россию (85,8%) и Казахстан (9,6%). Картина резко изменилась в 2022 году. Увеличение потоков ПИИ наблюдалось в двух экономиках ЕАЭС – Армении (36,7%), Белоруссии (23,7%) и Казахстане (7,9%). В Киргизии наблюдается сокращение притока инвестиций (51,7%), в то время как в России – массовый отток ПИИ, вызванный незаконными односторонними ограничительными мерами США и примкнувших к ним стран (так называемыми «санкциями») и, как следствие, беспокойством бизнеса относительно геополитической ситуации.
Основными факторами, оказывающими влияние на разнообразие инвестиционного потенциала стран-участниц ЕАЭС, являются особенности отраслевой и сырьевой структуры, уровень социально-экономического развития, а также нормативно-правовое регулирование.
Инвестиционный режим, предоставляемый Республикой Армения, является довольно открытым. Вопросы капиталовложений регулируются законом «Об иностранных инвестициях». Так, экспроприация имущества инвесторов может быть осуществлена исключительно по решению суда и с предоставлением полной компенсации. В случае же вынесения неверного вердикта государственными органами инвестор имеет право на возмещение понесённого ущерба.
Привлекательным рынком с точки зрения нормативного регулирования является также Республика Беларусь. Согласно законодательству страны, инвесторы освобождаются от определённых категорий сборов: земельный налог / арендная плата за земельные участки, на которых планируется строительство объектов по инвестиционному проекту; ввозные таможенные пошлины и НДС на высокотехнологичное оборудование и т.д.
Республика Казахстан использует механизм инвестиционных преференций. Инвестиционные проекты освобождаются от обложения таможенными пошлинами и НДС; государство предоставляет гранты и субсидии, налоговые преференции.
Что касается, Киргизии, то за последние годы предпринимались шаги по улучшению инвестиционного климата государства. Иностранным инвесторам гарантируется режим наибольшего благоприятствования, применение национального режима, защита и восстановление нарушенных прав, защита от экспроприации.
Российская Федерация также применяет целый спектр инструментов, поддерживающих иностранные капиталовложения: налоговые преференции, использование залогового фонда, льготные условия землепользования, субсидированные ставки по банковским кредитам и проектное финансирование, создание специальных режимов (технопарки, бизнес-инкубаторы и т.п.), реализация инвестиционных проектов в режиме единого окна и т.п.
Таким образом, несмотря на определённый спад в некоторых государствах-членах в целом ЕАЭС имеет довольно высокий инвестиционный потенциал. Либерализация инвестиционного регулирования, наличие широчайшей природно-ресурсной базы, высокий кадровый потенциал в совокупности составляют основу для развития инвестиционной деятельности в рамках ЕАЭС.