Правительство Российской Федерации утвердило новые правила недискриминационного доступа к услугам грузовых железнодорожных перевозок
Правительство Российской Федерации утвердило новые правила недискриминационного доступа перевозчиков к железнодорожной инфраструктуре (ПНД). Документ вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
Необходимость изменений обусловлена новой экономической ситуацией и перераспределением грузопотоков
Соответствующее Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2024 № 680 однозначно устанавливает очередность перевозки грузов на дефицитной железнодорожной инфраструктуре.
Документом определяется порядок доступа перевозчиков к инфраструктуре в условиях её ограниченной пропускной способности.
При отсутствии возможности полного удовлетворения спроса грузоотправителей на перевозку грузов из-за ограничения пропускной и провозной способности перевозчик обязан обеспечить грузоперевозку в следующей очередности:
- перевозки грузов, приоритетность которых определена федеральными законами;
- перевозки грузов с целью обеспечения субъектов РФ, пострадавших от стихийных бедствий, а также с целью ликвидации последствий военных действий и незаконного вмешательства на территориях регионов, где действует режим повышенной готовности, режим контртеррористической операции или режим повышенной готовности;
- перевозки грузов на основании отдельных указов, распоряжений, поручений президента РФ;
- перевозки транзитных грузов, перевозимых в объемах, гарантированных заключенными межправсоглашениями;
- перевозки грузов, в отношении которых предоставляются субсидии на перевозку ж/д транспортом, при условии, что правилами предоставления таких субсидий установлена приоритетность этих перевозов;
- перевозки грузов во внутригосударственном сообщении в следующей очередности: в первую очередь - грузы, перевозки которых связаны с формированием государственного материального резерва; во вторую очередь - социально значимые грузы; в третью очередь - грузы перевозимые для нужд ЖКХ и энергетики; в четвертую очередь - грузы для посевной кампании; в пятую очередь - грузы, перевозимые в (из) адреса организаций, осуществляющих работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям;
- перевозки экспортных сырьевых энергетических грузов, перевозимых в специализированном подвижном составе;
- перевозки грузов, следующих в составе контейнерных поездов во внутригосударственном и международном (перевозки экспортных и импортных грузов) сообщениях;
- перевозки экспортных сырьевых неэнергетических грузов, экспортных сырьевых энергетических грузов в универсальном ж/д подвижном составе, заявляемых грузоотправителями, осуществляющих добычу и переработку угля на угольных предприятиях, перечень которых определяет Минэнерго РФ;
- перевозки иных грузов в следующей очередности: в первую очередь - перевозки импортных грузов, во вторую - перевозки иных грузов.
Приоритет отдан грузам, вывоз которых осуществляется в целях решения стратегических и социальных задач страны, а также грузам во внутригосударственном сообщении.
Правила определяют порядок работы РЖД с заявками грузоотправителей по лимитирующим направлениям. Также документ предусматривает ежемесячное предоставление в ФАС России отчета о структуре спроса на перевозку грузов по каждому направлению движения поездов по инфраструктуре с ограниченной пропускной способностью.
Определяя недискриминационный доступ к услугам субъекта естественной монополии, Правила обеспечивают соблюдение баланса интересов всех участников рынка железнодорожных перевозок.
Источник: ФАС России, РЖД