Ожидается увеличение мирового урожая пшеницы на 3,2 млн тонн, а экспорта — на 3,9 млн тонн к сезону 2021/22
Среди основных стран экспортеров пшеницы высокие сборы в 2022 году показали Россия, Канада, Казахстан и Австралия, неудачным год стал для Аргентины и Индии, рассказал директор департамента стратегического маркетинга компании «Русагротранс» Игорь Павенский.
Прогноз сборов пшеницы в основных странах-производителях в сезоне-2022/23 в сумме на 3,2 млн тонн выше, чем в прошлом сезоне — 634,4 млн тонн, — по оценке «Русагротранса».
В Аргентине из-за засухи существенно снизился валовый сбор и сократился экспортный потенциал с 14 млн тонн до 6,5 млн тонн. Соответственно Россия набирает обороты и достигает рекордов в поставках в Бразилию и Мексику, рассказал Игорь Павенский.
Снижение урожая прогнозируется в Аргентине (в 1,9 раза), на Украине (в 1,7 раза), в ЕС и Индии (на 10%). Урожаи значительно выше прошлогодних в России, Канаде, Казахстане и Австралии, где ожидается второй подряд рекордный урожай пшеницы. Что касается США, здесь собрали урожай на уровне прошлого года — 44,9 млн тонн пшеницы. Экспортный потенциал США и ЕС аналитики оценивают на уровне прошлого сезона.
Говоря о распределении зерновых экспортных потоков, эксперт отметил, что в июле—ноябре 2022 года по значительному количеству направлений отмечался рост вывоза зерна по сравнению с прошлым годом. Перелом ситуации с низкими темпами отгрузки произошел в октябре—ноябре. По словам Павенского, отгрузки в порты Балтики, в том числе прибалтийских стран, находятся на уровне прошлого сезона.
В этом направлении отгружено почти 800 тыс. тонн и это хороший показатель, даже чуть выше прошлого года. Через порты Балтики зерно экспортируется в Южную Америку, Западную Африку, и Европу, сказал эксперт.
Единственное, где есть отставание — это малые порты, на 34%. Это связано с переориентацией Турции в большей степени на транспортировку зерна судами классов Handysize и Panamax, отметил Павенский.
Значительный рост объемов экспорта фиксируется в порту Тамань, на Кавказе и в направлении Китая (кукуруза, ячмень и овес через Забайкальск и порт Зарубино).
В текущем сезоне ожидается сохранение высокого спроса на пшеницу со стороны большей части стран-импортеров Северной Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Прогнозируется значительный рост экспорта в Марокко и Пакистан при снижении в Иран. В сумме по этим странам потенциал импорта в сезоне 2022/23 оценивается в 81,4 млн тонн против 80 млн тонн в сезоне 2021/22.
В сезоне-2022/23 аналитики ожидают роста экспорта из России и Канады, чуть меньше будет рост экспортных объемов из Казахстана и Австралии. В сумме по основным странам-экспортерам прогнозируется увеличение экспорта по отношению к сезону 2021/22 на 3,9 млн тонн — до 177,1 млн тонн.
Это привело к снижению цены на пшеницу, На начало сезона ее стоимость составляла $350 за тонну, сейчас — $315 за тонну, рассказал Игорь Павенский.
По оценкам «Русагротранса», цены на пшеницу (4-й класс, 12,5% протеин) в глубоководных портах несколько подросли в последнее время за счет ослабления курса — до 14 800–14 900 рублей за тонну без НДС против 18 000 рублей за тонну в прошлом году.
Цены EXW элеватор на пшеницу 4-го класса (12,5% протеин) без НДС составляют:
- на Юге — около 12 000–12 400 рублей за тонну;
- в Центре — 10 800–11 100 рублей за тонну;
- в Поволжье (Волгоградская и Саратовская области) — 11 000–11 700 рублей за тонну;
- в Сибири — 10 000–11 000 рублей за тонну, это наименьшие показатели.
Расчетная цена CPT Новороссийск при уровне $315 за тонну FOB (январь), с учетом курса 62,9 рубля за $1 и расчетной пошлины в 3,38 тыс. рублей за тонну, составляет 14 900 рублей за тонну, что соответствует верхней планке текущих уровней (год назад — 17 500 рублей за тонну). «Цена находится в рынке», — отметил Павенский.
Говоря о низком уровне цен в Сибири на пшеницу, он напомнил, что с декабря 2022 года по июнь 2023 года возобновляется действие железнодорожных субсидий в размере 100% затрат на груженый пробег.
«В Центре она достигает порядка 1,8–2 тыс. рублей. Разница между рыночной ценой и расчетной этой субсидией нивелируется, постепенно объемы Сибири появятся на южные порты, тем более что там очень высокое качество», — заключил эксперт.